«Нужно, чтобы идея была настолько сногсшибательной, чтобы она работала». Интервью с Александром Гущиным, художественным руководителем студии игры на гитаре и ВИА «Paradays» ДК «Ольгино»
04.06.201431 мая в ДК «Ольгино» в рамках празднования Дня города Санкт-Петербурга прошел отчетный концерт студии игры на гитаре и ВИА «Paradays». За прошедший год ВИА многого достиг: победы в конкурсах, участие в крупных мероприятиях. Всего этого получилось добиться благодаря нестандартному видению песен, новой трактовке известных композиций, художественной постановке каждого номера. Зрителю в новинку наблюдать за тем, как залихватски исполняется мелодичная и лиричная песня «Конь» или как хор ветеранов дружно затягивает «У шамана три руки» рок-группы «Пикник». Как родилась данная концепция и чего ждать дальше – об этом мы поговорили с художественным руководителем студий Александром Гущиным.
Как пришла идея объединить усилия ВИА «Paradays» и хора ветеранов «Неугомонные»?
Я занимался проектом ВИА «Paradays», параллельно существовал хор «Неугомонные». Так как это было то же самое, чем я занимался в «Paradays» - такие полувокально-инс
Мне очень импонирует идея синтеза жанров. И, соответственно, приходится брать то, что есть под рукой. Я воспитываю детишек в своих рамках и если хочу, например, совместить блюз с народной песней, а у меня буквально за соседней дверью занимается хор ветеранов «Неугомонные», я говорю: «Уважаемый хор ветеранов, не хотели бы вы…» (смеется). Нам легко работается: я умею делать, допустим, блюз, а они умеют делать народные песни, и мы вместе это делаем, попутно присоединяя каких-то еще людей.
В вашем репертуаре – песни разных стилей. Как современные песни принимает хор ветеранов, нет разногласий?
Они воспринимают это как что-то новое, интересное. Мы сидим, раздумываем, о чем эта песня, потому что для них это не совсем понятно, это не «Весна на Заречной улице», а что-то эдакое, больше визуальный ряд, нежели смысловой. Они очень глубоко в это входят – мы рассуждаем над всеми этими подземными корнями. Мне кажется, им действительно интересно понять, потому что иначе у нас не получилось бы такого продолжительного сотрудничества. Я тоже стараюсь, чтобы все соответствовало, «MotorHead» с ними я не стал бы играть.
Каким образом вообще происходит отбор песен для репертуара?
Я выбираю песни для репертуара, вот так вот происходит (смеется). Я просто приношу и говорю: «Как вам?» Они такие: «Непонятно». Сначала, конечно. Я пытаюсь объяснить, потому что у меня весь номер появляется сразу целиком: с видеорядом, с аранжировкой, со всем. Соответственно, если он крутой, мне нужно добиться того, чтобы они поняли, что я вижу. После этого они, как правило, говорят: «Это офигенно!» Вот и все, все решается само собой. Но первое время, да, какой-то период осознания происходит.
А как ты отбираешь песни, раз ты вдохновитель?
У меня появилась сигарбокс-гитара
А при отборе музыки думаешь о том, подойдет ли это коллективу или понравилось и решил, что включим в репертуар любым способом?
Если бы мне захотелось сделать, допустим, полностью оркестровое «Show must go on», я бы отказался от этой идеи. Я бы сделал это, например, под банджо и какой-нибудь рабочий барабан. Получилось бы махровое кантри, и это было бы интересно, потому что идея – она совмещается с возможностями. Безбашенного нет, я знаю, что могу здесь, конкретно с этими людьми сделать, а чего сделать не могу. Я понимаю, что инструментальные
Насколько легко работать вместе, присутствует ли конфликт поколений?
Он присутствует, наверно, только в одном вопросе – они говорят: «Саша, что ж ты так громко играешь?» (смеется). Мы легко находим общий язык. Конечно, они капризные, как дети, собственно, как и я. Я могу покричать, поругаться, они могут друг на друга побубнить, но я уже, наверно, научился как бобрик ушки закрывать, и как-то более-менее спокойно.
ВИА «Paradays» - устоявшийся коллектив или в нем всегда рады новым участникам?
Когда я только начал работать, я думал, что это большой коллектив, с которым у нас будет репертуар. По прошествии времени это превратилось в некое творческое объединение, в котором дети, взрослые, ветераны, и это все меняется. На одном конкурсе за «Paradays» могут выступать дети, на другом – ветераны, на третьем – ветераны и дети. Это абсолютно подвижное состояние и, соответственно, когда приходят новые люди, а приходят они довольно часто, также, как часто и уходят, они вливаются очень быстро и после двух недель занятий едут с нами. Они, конечно, не на первой скрипке играют, но принимают участие сразу. Есть какой-то костяк, коллектив, допустим, ветеранов, который недавно обновился молодыми людьми, есть коллектив детей, который тоже обновляется, вокалисты у нас меняются, некоторые инструменты заменяются, то есть, совершенно все по-разному. Это такая творческая мешанина.
Для своих воспитанников студии игры на гитаре тоже сам репертуар подбираешь или они говорят: «Хочу вот это выучить»?
Как и многие взрослые, имеющие очень посредственное отношение к музыке, они не знают, какую музыку хотят играть, потому что не знают эту музыку. Допустим, человек слушает «Slipknot», «Korn», он понимает, что сразу это не сыграет. Соответственно, он должен играть что-то другое. Что другое – он не знает. Люди не знакомы с музыкальными жанрами и стилями. Я сначала разговариваю с человеком, спрашиваю – что знаешь о музыке, какие жанры музыки можешь назвать, каких исполнителей в этом жанре ты знаешь. Вообще практически ноль, даже хип-хоп, рок, поп, блюз, джаз, соул… И ты рассказываешь человеку, что есть соул-музыка – чернокожие Арета Франклин, Отис Реддинг, поп-музыка – Рианна. Ты понимаешь, что ты – единственный проводник человека. Слушаем музыку вместе, показываю концерты, что нравится, как нравится, сначала, помимо теоретических азов, стараемся слушать и понимать, что от чего отличается. Это все анализируется, стараюсь, чтобы это все понимали. Соответственно, репертуар я им выбираю сам. Мы делаем, нравится? Нравится. Не нравится, делать не будем? Давайте не будем. Но чаще всего берешь классику, которую уже лет 50 слушают, и им это сразу нравится. Честно говоря, не припомню того, чтобы я принес какую-то песню, а они сказали: «Фуфло, мы делать не будем». Они начинают это узнавать, им начинает нравиться. Это хорошая музыка, знаешь (смеется), ее правда не зря так долго слушают.
В копилке ВИА «Paradays» уже есть первые достижения: победа в конкурсе, выступление на серьезном мероприятии. Что дальше, каков вектор направления?
Я – очень непостоянный человек, мне хочется что-то поменять. Сейчас конец года, но репетиции надо будет продолжать. Буду придумывать новый репертуар, и сто процентов это будет что-то другое, совершено другое, абсолютно другое. Я не люблю повторяться – мне некомфортно, грустно, печально, скучно. Думаю, что они стойко все это воспримут – удары судьбы с моей стороны (улыбается).