Изменить размер шрифта
ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
ТЕАТРАЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
КУЛЬТУРНО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ

«Если у детей есть талант, их надо в буквальном смысле запихивать в школу». Интервью с Анной Ивановой, руководителем студии «ИЗОграф»

25.07.2014

В преддверии нового учебного сезона мы решили знакомить вас с руководителями студий наших домов культуры. На этот раз предлагаем вашему вниманию интервью с Анной Ивановой, руководителем студии «ИЗОграф» в ДК «Лисий Нос».

Иллюстрация

Аня, 11 июля в ДК «Лисий Нос» прошло открытие новой выставки. Расскажи немного о ней.

У нас вообще часто выставки меняются: когда мы проходим определенный этап в нашей художественной программе, устраиваем выставку. Так, к новому году мы рисовали новогодние работы и сделали новогоднюю выставку. А к 8 марта делали подборку и выставку весенних работ. Сейчас у нас будут выставлены работы, которые мы сделали в июне на летней практике со старшей группой. Мы писали пейзажи, а когда была плохая погода – писали в помещении цветы, фрукты, натюрморты. Хотя, новые летние работы младших групп также будут. Выставка продлится до конца августа. 

Недавно Дом культуры «Лисий Нос» немного преобразился благодаря твоей легкой и талантливой руке. Кому приходят идеи рисунков для стен ДК?

В ДК «Лисий Нос» я пока расписала только одну стену. В планах у нас еще лестница и двери в кабинеты: с рисунками уже совсем по-другому все смотрится. До этого я уже расписывала стены, например, в детских комнатах. Здесь, в доме культуры, мне доверяют, ничего не спрашивают, просто говорят: «Не хочешь ли ты расписать стену?» Ну, а насчет идей просто сказали: «Придумай что-нибудь на свой вкус». Поэтому я сделала эскизик, показала, все одобрили, и сразу в один день нарисовала.

Иллюстрация

Ты работаешь в разных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет и др. Какой из них тебе наиболее близок и интересен?

Я скорее графику люблю, нежели живопись, то есть все, что связано с работой тушью, пером, ну, может быть, с небольшими вкраплениями цвета. А так, чтобы живопись, холсты (мама всю жизнь мечтала, что я буду писать холсты где-нибудь на берегу залива)… у меня душа не легла. А вообще, я же иногда занимаюсь иллюстрированием книг. Это тоже получается определенная часть графики – книжная иллюстрация. У меня довольно много книжек, которые заказывали поэты-любители, писатели-любители, выпускавшие книжку за свой счет и заказывавшие у меня иллюстрации. Недавно наконец-то вышла моя книга «Сказки народов Севера». Этот проект выиграл грант – одно екатеринбургское издательство согласилось напечатать книгу за свой счет.    

В твоей копилке иллюстрации к азбуке, сборникам стихов и сказок. Что должно быть в книге, чтобы ты захотела работать над ней?

Азбука являлась курсовым заданием. Нам нужно было сделать азбуку в каком-нибудь стиле. У меня была азбука кондитера: нужно было придумать слова, связанные с кондитерской, и стилистически их обыграть. «Поэзия несказанного слова» - мой первый диплом, в бакалавриате. Тут я скорее придумывала какой-то образ и уже к нему подбирала книгу. А «Сказки народов Севера» - это мой второй диплом, в магистратуре. И там я уже четко знала, что хочу отдать дань своей родине – Северу – и, наоборот, долго выбирала технику, в которой буду это делать. Там техника очень сложная – литография печати. Так что все зависит от проекта, всегда все по-разному. В частных заказах, которые у меня были, просто присылали электронный вариант книги, я читала и сразу возникал какой-то образ. Я, естественно, обсуждала это с автором – устраивает ли его такой образ, и если у нас видения совпадали, то все – работа шла. Бывало такое, что и не шла.

А картинка, образ возникает на любое произведение?

Нет. Бывает, что очень сложно представить образ, когда совсем не мое произведение и не лежит душа. Это бывает очень редко, но бывает. У меня была как-то религиозная книга, ее очень сложно было делать.

Я видела, что у тебя есть опыт выставления работ в «Эрарте»…

Я каждый год участвовала в акции в сентябре «Нарисуйся в Эрарте!». Два раза я рисовала просто так – там можно было забронировать холст и рисовать на любую тему. А в последний год я решила подойти к этому делу посерьезнее: сначала был конкурс – нужно было в электронном виде прислать иллюстрацию, которую я хочу изобразить. Я победила, и мне персонально выделили холст на отдельном этаже, где были победители конкурса. Там уже нужно было нарисовать ту картину, которая понравилась жюри и победила в конкурсе. Я нарисовала, потом эти картины продавали на благотворительном аукционе, деньги шли в дом престарелых. И мою картину купили.

В чем еще ты хотела бы себя попробовать, есть мечта?

Я хотела бы каждый год осваивать какую-то новую технику, потому что все время появляются новые возможности. Например, в прошлом году я хотела заняться аэрографией, но у меня так и не хватило на это смелости, потому что оборудование очень дорого стоит, а я себя не очень уютно чувствую, если какая-то глобальная техника, например, роспись машин. Я подумываю о том, чтобы пойти на курсы. Иногда из глины леплю, хотя в детстве не любила. Росписью еще занимаюсь. То есть, меня очень разные жанры искусства привлекают.

Расскажи о том, как проходят занятия в твоем кружке «ИЗОграф».

«ИЗОграф» существует меньше года – мы занимаемся с сентября. Программу я полностью сама придумала. Над названием тоже долго-долго думала, чтобы это не звучало слишком по-детски, наивно, типа «Солнышко», «Волшебная флейта», «Волшебный карандаш» (смеется). Я изначально настраивалась на то, что это будет не просто кружок – пришли, полепили, порисовали что хотели. У меня была цель поделиться своим опытом. Так как я художник разносторонний, занятия у нас очень разные, мы не зацикливаемся на чем-то одном. Я знакомлюсь с новыми техниками, и часто, когда ассортимент у меня заканчивается, начинаю судорожно рыться в Интернете, искать что-нибудь интересное, сама пробую дома, а потом вместе с детьми снова все это пробуем.    

Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, лепка – все у нас есть, и я стараюсь это чередовать. Допустим, на одном занятии у нас графика, на следующем занятии мы рисуем красками. Осенью мы плетем гобелены с природными материалами, дети сами собирают листики, цветочки, чтобы вплести их. К праздникам всегда делаем разные поделки. К новому году мы сделали очень много шикарных украшений, елку на новогодний стол. Это, кстати, из моего опыта работы во флористической мастерской. Мы там делали топиари (объемные круглые деревья), можно такие же елки делать. Я решила, что дети тоже смогут сделать, надо просто упростить немного технику. К Пасхе мы лепили из глины курочек, расписывали их.   

А еще у нас недавно появился компьютер, чему я безмерно рада, потому что теперь я могу детям показывать разные репродукции картин не с телефона. Например, когда у нас начиналась летняя практика, я им показывала картины Шишкина. То есть, я стараюсь не только на своем опыте обучать, но и показывать достижения известных художников, знакомлю немного с историей искусства. Планирую в следующем году показывать еще фильмы по искусству в нашем зале.

Какого возраста детишки у тебя занимаются?

У меня две младших группы, там в основном дети от пяти до семи лет. Но это зависит от уровня, потому что некоторые дети рисуют с трех лет и у них уже рука набита так, что они рисуют получше 12-летних. В старшей группе – уже более опытные дети, до 12 лет. Но там у меня есть, например, 6-тилетняя девочка, потому что она просто мегаталантлива, и в детской группе ей будет скучно, она не будет раскрываться. Всегда нужно, чтобы группа была составлена так, чтобы были сильные и более слабые, чтобы они тянулись выше, чтобы не было отсутствия стремления.

Насколько маленькие дети легко осваивают разные жанры?

Мы занимаемся целый год, и я уже раскрыла их сильные и слабые стороны, их предрасположенность к какому-либо виду искусства. Каким-то детям сложно даются живописные приемы, например, с цветом, какие-то замечательно работают с тоном. Нужен индивидуальный подход. Даже когда я даю задание, допустим, на живопись, я часто делаю поблажки. Например, у кого-то плохо получается в акварели, но он очень хочет красиво нарисовать натюрморт, я разрешаю сделать пастелью. Хотя это в принципе считается техника «графика», но в цвете, поэтому можно.               

За плечами у кружка – год работы. Каковы результаты работы за год?

Ближе к зиме мы участвовали в конкурсе «Там, на неведомых дорожках», посвященном В.А. Чижикову. Там было человек пять моих учеников. Это был первый опыт. Это была поздняя осень, мы еще мало чему научились, я даже сомневалась – участвовать ли, но решили попытаться. Когда я принесла работы, все очень удивились, что в ДК «Лисий Нос» существует такая студия, очень обрадовались, приняли работы. Мы не заняли призовое место, но, тем не менее, работы хвалили, и после самого конкурса проходили разные выставки, работы путешествовали в театр «Сказкин дом», в библиотеку, в которой был праздник, посвященный А.С. Пушкину, и дети были официально приглашены, им вручались грамоты, мне вручили грамоту как преподавателю. Дети были очень счастливы, для каждого ученика это была первая маленькая победа. Мы хотим, естественно, еще участвовать.

Единственное, что мне было не очень радостно: когда я увидела работы победителей, как профессионал я видела, что там было очень много руки самого преподавателя. Я поняла, что в этих конкурсах сложно быть честным. Когда мы рисовали работы к конкурсу, дети рисовали все сами. У меня вообще правило: я за детей не рисую. Они рисуют сами, как получается, я могу только направить, помочь. А тут я поняла, что для конкурса, видимо, можно и нужно рисовать, помогать. Тут главное – победить. В следующий раз, видимо, я немного другой подход подберу, чтобы победить (улыбается).         

Аня, для сомневающихся в том, стоит ли начинать заниматься рисованием, расскажи, почему нужно попробовать себя в этом виде искусства.

Я сама ребенком пришла в художественную школу. Меня мама в буквальном смысле тащила за руку, поэтому это вполне нормально, что многим детям сложно будет решиться на художественную школу. Взрослому легче, потому что он уже осознает, что ему нужно, что не нужно. Я советую всем родителям: если они видят предрасположенность детей, если у детей реально есть талант, их надо в буквальном смысле запихивать в школу, не пускать на самотек, потому что не каждому ребенку потом хватит сил и своей мотивации для того, чтобы самому начать этим заниматься, в нем этот талант может просто погибнуть. Ну, а взрослому что советовать, он уже взрослый (смеется), сам должен понять, чего он хочет, и решиться. Школа нужна для того, чтобы получить азы, основы рисования: как передать объем, понимать, что такое цветоведение и т.п. Самоучкой, конечно, можно быть, но с возрастом будет появляться все больше пробелов, которые уже сложно будет заполнить, придется все равно куда-то обращаться, в какие-то частные студии. Самовыражаться можно и дома, или ходить в художественную школу и какой-нибудь кружок. У нас все-таки не такое жесткое академическое заведение.

 

 






« Вернуться назад